Опрос
Получаете ли вы зарплату в "конверте"?

Что важнее - выбирай

Главная > Новости > Новость
22 июня 2017 г.
Почти полтора года не прекращаются судебные процессы из-за систематических увольнений работников МУП ЖКХ в пригороде Костромы - поселке Караваево. Профактив предприятия связывает тяжбы с борьбой за права работников. Руководство заявляет о модернизации производства и вынужденной оптимизации персонала. Почему сокращают работников МУП, разбирался корреспондент “Солидарности”.

С ЗАВИДНЫМ УПОРСТВОМ

В редакцию “Солидарности” пришло письмо из костромского обкома профсоюза работников жизнеобеспечения. В нем говорится о конфликте в МУП ЖКХ “Караваево”, что в одноименном поселке под Костромой. Началась история в марте 2016-го, когда семеро операторов котельных МУП обратились в обком с жалобой на недоначисление сверхурочных. В итоге вопрос пришлось решать через суд, который был выигран работниками.

Еще до начала судебных заседаний активисты, подавшие иск, включая предпрофкома и двух его замов, получили уведомления об увольнении по сокращению штата. Необходимость последнего работодатель обосновал модернизацией оборудования. (Работники МУП, опрошенные “Солидарностью”, говорят лишь о частичной модернизации в котельной № 2.) Суд восстановил коммунальщиков на работе, но они сразу же были отправлены в простой - под предлогом полной автоматизации производства. Затем снова последовали уведомления о сокращении и, собственно, увольнения. Как рассказывают операторы, их обязанности, вероятно, выполняли электрики и сантехники, не имеющие допуска к работе с газовым оборудованием. Но поручиться за это на сто процентов никто не смог. А пока - суд да дело: весной сокращенные вновь были восстановлены. И... в конце мая четверо сотрудников получили уведомление о том, что будут уволены в конце июля.

- Сокращают четверых: двух “тех самых” (подпадавших под прежние сокращения. - П.О.) и двух других, - поясняет председатель Костромского обкома профсоюза работников жизнеобеспечения Марина Синицына. - За основу взяли время, когда работники пришли на предприятие. То есть кто первый, кто последний. Хотя в трудовом законодательстве такого нет, чтобы выбирать [кандидатов на сокращение] по принципу “кто когда пришел”.

Стоит заметить, что на самом деле Трудовой кодекс говорит следующее: “При сокращении численности или штата работников пре-
имущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией” (ст. 179). На практике одним из критериев квалификации работника является как раз отработанный стаж: зачастую считается, что у кого он меньше, тот и менее квалифицирован.

“НЕ НУЖНЫ”

В настоящее время из второй котельной решено уволить предпрофкома (с последнего времени бывшего) Зульфию Васильеву и ее заместителя. Их, возможно, прочат на места двух увольняемых сотрудниц из котельной № 1. “Возможно” - поскольку они уже получили на руки новые уведомления о сокращении с 24 июля, но еще не имеют никаких письменных гарантий дальнейшего трудоустройства. Третьего судебного иска к работодателю за незаконное увольнение Васильева не исключает…

Увольняемые из котельной № 2 сотрудники, с которыми общалась “Солидарность”, отмечают, что ситуация выглядит не слишком приятной для них: ведь их якобы собираются поставить на рабочие места людей, вообще не замешанных в конфликте. Сразу несколько наших собеседников, не сговариваясь, предположили: “Людей сталкивают лбами”. Особо примечательно то, что внеочередное избрание нового предпрофкома, по словам наших собеседников, было поддержано самой Зульфией Васильевой. (Речь не идет об осуждении проф- актива, но, возможно, о неверно принятом стратегическом решении.)

- Я, честно говоря, не знаю, как эту ситуацию разрулить, потому что она заходит в какой-то тупик, - говорит Марина Синицына. - Они сокращают, мы восстанавливаем, по судам ходим - ну не дело ведь? Предприятие тратит деньги [на судебные издержки], но, видимо, всем наплевать… Дело в том, что они сейчас и ведут себя тихо, эти работники… Я у них спросила: “Сверх- урочка-то у вас как оплачивается?” - “Все как оплачивалось [до первого судебного иска], так и оплачивается”. - “Вы что-то намерены делать с этим?” - “Нет, мы боимся, что нас тоже сократят”. Люди боятся защищать свой достаток, а достаток-то у них смешной: 12 - 15 тысяч… Работать в Костромской области негде…

По словам бывшего предпрофкома МУП Зульфии Васильевой, сейчас она и другие коллеги замещают операторов первой котельной, которые ушли в отпуск. Правда, работают за них сторожами: отопительный сезон закончился.

- Мы ждем каждый день, как на пороховой бочке сидим. Что завтра будет, не знаем. Пока работаем так… - говорит Васильева и добавляет: - На каком основании их увольняют и нас ставят на их места?!

- Просто очень подозрительно: почему по суду нас восстанавливают, котельная работает - а они нас туда не хотят на работу брать? Значит, у них договор есть с подрядчиком, - делится соображениями оператор котельной, пожелавшая сохранить анонимность.

Возможно, это соображение является ключом к пониманию ситуации в МУП ЖКХ “Караваево”. Вот только непонятно, почему коллектив до сих пор только гадает о передаче обслуживания котельной на аутсорсинг, когда директор предприятия напрямую и безо всяких пыток говорит “Солидарности”, что так оно и есть:

- Нет разницы: член профсоюза, не член профсоюза, - утверждает директор МУП Сергей Урвалов. - Просто есть котельная, и в свое время было принято решение о ее модернизации, переводе на автоматический режим работы. Работники по всем правилам были оповещены. Но они оказались членами профсоюза, нашли там какие-то [лазейки], что где-то не там были поставлены запятые или еще что-то, и вот - у нас идет уже с ними полемика… Поэтому не один год уже сокращаем, а сама котельная - она работает в автоматическом режиме больше года. Тот подрядчик, который устанавливал это оборудование, занимается ее обслуживанием. [Дежурные операторы] не нужны там, получается.

При всем том обе спорящие стороны отдельно оговаривают, что две котельные МУП ЖКХ признаны судом единым структурным подразделением. А значит, речь идет, скорее, о сокращении численности персонала, нежели штатных единиц. (Во втором случае на предприятии не должно было бы остаться ни одного оператора котельной.) И при наличии в неавтоматизированной котельной № 1 работников, которых нельзя уволить в принципе (если нет служебных нарушений), например многодетных матерей, это неизбежно ставит перед руководством вопрос о сокращении “лишних новичков”.

Как профактивисты, так и руководство МУП готовы к тому, что судебные разбирательства выйдут после 24 июля на новый виток. Хотя, казалось бы, вопрос мог лежать не в судебной плоскости, а в емкости здравого смысла. Ведь достаточно было просто оставить двух операторов на двух сменах в котельной № 2 вместо того, чтобы одновременно платить им за простой, а аутсорсинговой фирме - за обслуживание новых агрегатов.

Павел Осипов

Источник: сайт газеты "Солидарность"

Последние видео
Поздравление А.В. Шадричева с 1 Мая
Первомайское интервью председателя ФОПКО Алексея Шадричева
В санатории «Колос» открылось отделение детской реабилитации
Интервью с председателем Федерации организаций профсоюзов Костромской области (ТК "Русь 25.10.2022)
Профсоюз помог
13 февраля 2024 г.

Профсоюз помог восстановиться на работе

Свердловский районный суд города Костромы принял решение о восстановлении на работе сотрудника одной из организаций здравоохранения в связи с нарушением процедуры сокращения штатной должности.

Ссылки
logo logo logo logo